Класс точности подшипников ГОСТ, ISO, ABEC.
категория | момент трения | зазор | точность | — | основное условное обозначение подшипника 7 XXXXXX — Серия ширин X 65 XXXX — Конструктивная разновидность XXX 4 XXX — Тип подшипника XXXX 3 XX — Серия диаметров XXXXX 21 — Внутренний диаметр подшипника | конструкция материал температура смазка вибрация |
- Класс точности подшипника по ГОСТ (8-, 7-, 0-(нормальный), 6Х-, 6-, 5-, 4-, Т-, 2- )
- Cтарый класс точности подшипника (Н-, П-, ВП-, В-, АВ-, А-, СА-, С- )
- Стандарты ГОСТ, ISO, ABEC — соответствие
- Обозначения класса точности подшипников SKF ( P6, P63, P62, P5, P52, P4, P43, P4A, PA9, PA9A, PA9B, SP, UP )
- Класс точности игольчатых подшипников ( 5, 3, 2 )
- Класс точности шариков ( 200, 100, 60, 40, 28, 24, 20, 16, 10, 5, 3 ), роликов ( IV, IIIA,III, IIA, II, I )и иголок (4, 3, 2)
- Класс точности подшипника для скейта (АВЕС-1, -3, -5, -7, -9)
Класс точности подшипника по ГОСТ
Класс точности по ГОСТ — характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников.
Сводный ряд классов точности подшипников по ГОСТ 520-2002
8 | 7 | 0 — нормальный | 6Х | 6 | 5 | 4 | Т | 2 |
(в порядке увеличения класса)
Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности):
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, Т, 2— для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, 2— для упорных и упорно-радиальных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6X, 6, 5, 4, 2— для роликовых конических подшипников В условном обозначении указанных подшипников и в маркировке на изделиях нормальный класс точности обозначается цифрой «0».
Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах.
Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается.
Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте; пример 6У-7608.
Точность изготовления подшипников влияет на очень многие параметры работы: скорость вращения, вибрации, срок службы и т.д. К примеру, класс точности влияет на потери на трение при вращении: чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение тел качения, сепаратор и обойм, а значит меньше тепловыделение и выше скорость вращения.
Предельная частота вращения подшипников, приведенная в справочниках соответствует классу точности 0.
Класс точности 5 позволяет повысить скорость шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, а также радиальных роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами в 1,5 раза, класс 4 — в 2 раза.
Для радиально-упорных подшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников класс точности 5 позволяет повысить скорость в 1,1 раза, а класс точности 4 — в 1,2 раза.
С повышением класса точности возрастают точностные требования ко всем элементам подшипников как внутренним, обеспечивающим точность вращения и радиальные зазоры между телами качения и дорожками колец, так и внешним, обеспечивающим посадку колец в изделии.
В общем машиностроении и автомобилестроении чаще всего применяются подшипники классов точности по ГОСТ 0, 6 и 5.
Класс точности подшипника играет принципиальную роль в подшипниковых узлах, где важна высокая точность работы, высокие скорости вращения и малый момент трения и вращения. Прецизионные подшипники (классов 4 и 2) используются в специальных случаях. Это — высокоскоростные шпиндельные подшипниковые узлы, станки с повышенной точностью .
Иногда при демонтаже и ремонте старого оборудования встречаются подшипники с классом точности обозначенными буквами Н-, П-, ВП-, В-, АВ-, А-, СА-, С- (пример С-236207е) и необходимо подобрать соответствующий современный подшипник. Для правильного выбора подшипника ниже приведена таблица соответствия.
Соответствие между старым классом точности подшипника и действующей системой обозначения классов точности подшипников по ГОСТ 520-2002 в порядке возрастания.
Старый класс точности подшипника | Новый класс точности подшипника | Точность изготовления |
Н | 0 или не пишется | Нормальный |
П | 6 | Повышенный |
ВП | Нет соответствия | Особо повышенный промежуточный |
В | 5 | Высокий |
АВ | Нет соответствия | Особо высокий промежуточный |
А | 4 | Прецизионный |
СА | Т | Особо прецизионный |
С | 2 | Сверхпрецизионный |
Стандарты ГОСТ, ISO, ABEC
ГОСТ Межгосударственный стандарт ГОСТ 520-2002 (Подшипники качения. Общие технические условия). Принят межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 2002г. Действует на территории стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
ISO (International Organization for Standardization) — «Международная организация по стандартизации». Действует международный стандарт ISO-492 .
ABEC (Annular Bearing Engineering Committee) — комитет по разработке подшипников, являющийся частью американской ассоциации производителей подшипников (ABMA). Маркировка ABEC используется для указания точности изготовления прецизионных подшипников.
Таблица соответствия класса точности подшипников по ГОСТ , ISO и ABEC
ГОСТ | ISO | ABEC | Точность изготовления |
Нормальный | P0 | ABEC1 | нормальная |
класс 6 | P6 | ABEC3 | повышенная |
класс 5 | P5 | ABEC5 | высокая |
класс 4 | P4 | ABEC7 | прецизионная |
класс 2 | P2 | ABEC9 | сверхпрецизионная |
Обозначения класса точности подшипников SKF
P6 | Точность размеров и вращения соответствует классу 6 по стандарту ISO. |
P63 | P6 + C3 (точность + зазор) |
P62 | P6 + C2 (точность + зазор) |
P5 | Точность размеров и вращения соответствует классу 5 по стандарту ISO. |
P52 | P5 + C2 (точность + зазор) |
P4 | Точность размеров и вращения соответствует 4 классу точности по стандарту ISO. |
P43 | P4 + C3 (точность + зазор) |
P4A | Точность размеров соответствует классу 4 стандарта ISO и точность вращения классу ABEC 9 стандарта ABMA. |
PA9 | Точность размеров и вращения соответствует классу ABEC 9 стандарта ABMA (выше чем P4). |
PA9A | То же, что PA9. |
PA9B | То же, что PA9, но с точностью выше класса ABEC 9 стандарта ABMA. |
SP | Специальный класс точности для шпиндельных подшипников. Точность размеров примерно соответствует классу 5 стандарта ISO, точность вращения — классу 4. |
UP | Подшипник для шпинделей станков изготовленный по специальному классу допусков. Точность размеров примерно соответствует классу 4 стандарта ISO, точность качения — классу 4. |
Класс точности игольчатых подшипников.
Некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех сомножителей 00х00х00 (dхDхB). При этом числовые значения сомножителей определяют d — внутренний диаметр, D — наружный диаметр и B — ширину подшипника в мм в порядке перечисления.
Цифра, стоящая впереди условного обозначения, обозначает степень точности роликов по ГОСТ 6870, например, 3ККЗ0х35х46Е. Для таких подшипников используют ролики со степенями точности: 5, 3, 2. Степень точности 2 в условном обозначении не проставляется.
подробнее читайте Условное обозначение игольчатых подшипников.
Класс точности тел качения подшипника — шарики, ролики
Шарики
Существует 11 степеней точности шариков по стандарту ГОСТ 3722-2014 :
G 3; G 5; G 10; G 16; G 20; G 24; G 28; G 40; G 60; G 100; G 200.
(перечислены в порядке снижения точности)
Классы точности стальных шариков по стандарту DIN 5401 :
G700, G600, G500, G300, G200, G100, G80, G40, G28, G20, G16, G10, G5, G3
(перечислены в порядке увеличения точности )
Чем выше точность шарика — тем меньше отклонения от размера и формы!
подробнее смотрите: Условное обозначение шариков по ГОСТ 3722
Ролики
Для роликов цилиндрических коротких установлены 6 степеней точности: IV, IIIA,III, IIA, II, I.
Для роликов цилиндрических длинных установлены 3 степени точности: III, II, I .
(в порядке повышения точности)
«Иголки»
Для роликов игольчатых установлены три степени точности: 4, 3, 2
(в порядке повышения точности) .
подробнее читайте Тела качения подшипников — шарики, ролики.
Попроще о классе точности подшипника.
В любом спортивном магазине – в отделе зачастей для роликов или скейтов продаются подшипники 608 трех классов — АВЕС 3, АВЕС 5 и АВЕС 7. Грамотный продавец скажет, что чем выше класс, тем выше качество и поэтому выше цена. На самом деле классы АВЕС (1, 3, 5, 7, 9) определяют только допуски, то есть отклонения от основных заданных размеров.
ABEC — система классификации подшипников, принятая в США и широко распространенная в скейтово-роллерном мире.
Допуски влияют на качество, но в гораздо меньшей степени, чем, например, материалы, из которых изготовлены детали, конструкция крышек и тип смазки, или то, насколько хорошо отшлифованы дорожки, по которым катятся шарики. Не менее важно, насколько плотно подшипник садится на ось и сидит в колесе: потери в посадке приводят к потерям в скорости.
Специалисты скажут, что важнее не класс, а производитель подшипников. Разницу между АВЕС 1 и АВЕС 5 можно почувствовать, если разогнаться, скажем, до 32 000 оборотов в минуту, то есть до скорости больше 500 км/ч. 🙂
Стандартный подшипник для скейтборда — размеры 8х22х7мм :
международная маркировка 608ZZ,
аналог по ГОСТу — 80018.