Разновидности подшипников

Антифрикционные подшипники

Каких видов бывают подшипники

В зависимости от условий эксплуатации и требований к характеристикам узла или агрегата применяются два основных типа подшипников:

Подшипники качения

Разновидности подшипников

В этом узле сила трения между вращающимся валом либо осью компенсируется качением сферических или роликовых тел. При высоком частоте вращения имеют наименьшее трение в сравнении с другими типами подшипников с аналогичными размерами.

Подшипники скольжения

Разновидности подшипников
Разновидности подшипников

Трение в этом узле происходит непосредственно между поверхностями сопряжения. Применяются в узлах с колебательными движениями и возможной несоосностью деталей.

Принципиальная разница между этими типами подшипников в возможности выдерживать нагрузки, особенно ударные, в конструктивных особенностях и ограничениях узла, где они применяются. Да еще в цене, обычно подшипники скольжения стоят дешевле.

В свою очередь, каждый из этих типов имеет свою классификацию в зависимости от материала изготовления, конструкции, размеров, рабочей нагрузки и ее направления, условий эксплуатации и даже применяемой в них смазки.

Виды подшипников качения

20/165. Радиальные подшипники качения, — пожалуй, это самый распространенный узел в различных механизмах, в которых нет значительной осевой нагрузки. Подшипник качения представляет собой два кольца, вставленных с зазором одно в другое. Между кольцами располагаются тела качения (шарики, ролики,бочонки, иглы). Устанавливаются на вал ось или другую подвижную конструкцию, которую поддерживают с определенной жесткостью.

Различаются по телам качения:

  • шариковые — имеют наименьшие трение при таких же размерах и более высокой частоте вращения;
  • роликовые — по сравнению с шариковыми способны выдерживать гораздо большую нагрузку.

Разновидностью роликового являются игольчатые и конические подшипники.

И первые и вторые различаются еще по нескольким параметрам, а именно:

по числу рядов тел качения:

  • одно-, двух-, трех-, четырехрядные — тут все понятно, речь идет о количестве рядов тел качения,
  • самоустанавливающиеся (еще их называют самоцентрирующимися или сферическими) — их конструкция допускает смещение относительно друг друга внутренней и наружной обоймы на небольщой угол.
    несамоустанавливающиеся.

по материалу изготовления:

  • стальные;
  • гибридные (сочетание стали и высокопрочных керамических материалов).

по типу рабочей нагрузки:

  • радиальные – рассчитан на нагрузки перпендикулярно оси вала;
  • упорно-радиальные – выдерживает нагрузки параллельно и перпендикулярно оси вала;
  • упорные подшипники – используется при нагрузках параллельно оси.

по специальным условиям эксплуатации:

  • термостойкие — изготавливаются из жаростойкой или нержавеющей стали, имеют зазоры с учетом температурных расширений, работают при запредельной температуре в +1000С и выше, для работы с большим перепадом температуры применяют керамические подшипники, не имеющих температурного расширения.
  • плавающие — устанавливаются на валы насосных станций для перекачки жидкостей с высокой температурой (близкой к температуре кипения). Один подшипник устанавливают в корпус, а другой крепится на вал. Увеличение или уменьшение длины вала сдвигает подшипник в зависимости от температурного расширения вала.
  • высокоточные (прецизионные) — к ним предъявляются повышенные требования к допустимой скорости вращения, точности, вибрации, шуму. Используются для изготовления инструментов, в точном машиностроении . Они относятся к высокооборотистым подшипникам.
  • фланцевые (корпусные) встраивают в узел агрегата или механизма. За счет этого сокращается срок замены и уменьшается простой на ремонтные работы.

Виды подшипников скольжения

Это довольно простая деталь. Состоит лишь из поверхности самого подшипника без тел качения. Выдерживают большие нагрузки при больших оборотах, обеспечивают плавность и точность хода. Ключевым условием является — обязательное наличие смазки.

Разновидности подшипников скольжения

по форме отверстия:

  • одно- или многоповерхностные,
  • с или без смещения поверхностей,
  • с или без смещения центра.

по направлению рабочей нагрузки:

  • радиально-упорные,
  • осевые,
  • радиальные.

по конструкции:

  • разъемные – состоят из корпуса с крышкой и разъемного вкладыша,
  • неразъемные – корпус и вкладыш не разъемные;
  • встроенные – объединены с узлом, в который установлены.

по способу подачи смазки и ее вида:

  • гидростатические;
  • гидродинамические;
  • газостатические;
  • газодинамические;
  • с твердой смазкой.

Кроме этого, различаются по возможности их регулировки или невозможности таковой.

Также есть различие по числу масляных клапанов – бывает один или несколько.